Вопрос Степановой В.В.
Вы писали: "Ребенок, рождаясь, входит внутрь этой, если хотите, культурной субстанции, и врастая в нее, осваивает способы эффективного существования в ней... Ребенок, совершая те или иные действия, направленные на удовлетворение собственных потребностей, порождает способ достижения цели."
По-вашему, ребёнок САМ порождает способ действия или, всё-таки, присваивает культурно-исторический опыт человечества? А для того, чтобы освоить и присвоить опыт поколений ребенку не нужен тот, кто покажет и объяснит?
Вы верно подметили: "Изменение образовательной концепции необходимо начать с изменения ценностных установок в культуре. Человек должен стать целью и ценностью культуры, только в этом случае ребенок может стать целью и ценностью образовательной системы." Только, хотелось бы обратить Ваше внимание, что система образования включает и Учителя. Ценность Учителя не забылась бы...