Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Вы утверждаете, что «реализация наших стратегических планов невозможна без полноценных перемен в обществе» и что «измениться должны мы сами». А можем ли мы измениться?
Обратимся к Потребностно-информационной теории высшей нервной деятельности, созданной академиком П. В. Симоновым (Избранные труды, М., Наука, 2004).
«Личность человека определяется присущей ему выраженностью и соподчинением витальных, социальных и идеальных потребностей с их подразделением на потребности сохранения и развития, «для себя» и «для других». Потребности направляют поступки человека.
В выборе поступка «человек детерминирован наследственными задатками и условиями воспитания (т.е. несвободен)», хотя он и испытывает «субъективное ощущение объективно несуществующей свободы».
Целью воспитания является «формирование определенного набора и иерархии потребностей, соответствующих ценностным ориентациям социума». «Но есть генетически детерминированные свойства психики, сочетание которых …способствует формированию либо человека с высоким чувством совести, испытывающего отвращение…к преступной деятельности,…либо же человека, который плохо понимает, что такое совесть». Кроме того, как отметил К. Маркс, «условия воспитания создаются людьми, а воспитатель должен быть воспитан».
По данным генетика Метта Ридли («Геном», М., Эксмо, 2008) «факты показывают, что… интеллектуальный уровень взрослого на 75% зависит от врожденных способностей».
Для общества самый лучший человек тот, у которого «доминирует социальная потребность «для других» в сочетании с потребностью познания. Самый худший – эгоистически ориентирован на себя».
Представляется необходимым определять у людей доминирующие потребности, в соответствии с которыми и рекомендовать им виды деятельности. На руководящие и ответственные посты избирать и назначать тех профессионалов, у которых доминируют социальные потребности «для других». Только тогда и будут возможны полноценные перемены в обществе.
А. Сосенков