Образование, ЕГЭ
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Позволю себе обратить Ваше внимание на тот факт, что в обсуждении проблемы ЕГЭ присутствует системная ошибка.
ЕГЭ, как обезличенная тестовая система есть система определения КОНЕЧНЫХ условий процесса. Это оценка достигнутых характеристик.
Экзамен, как личностно ориентированная система есть система определения НАЧАЛЬНЫХ условий процесса. Это оценка потенциальных характеристик.
Соответственно этому вполне уместно утвердить ЕГЭ как систему выпускной оценки. Тогда как экзаменационная система должна быть утверждена в роли приёмной оценки.
Предполагаемая роль ЕГЭ как средства для облегчения поступления в ВУЗ может быть выполнена за счёт того, что данному ВУЗу вменяется в обязанность предоставить абитуриенту примерные показатели суммы баллов ЕГЭ, требуемых для поступления на тот или иной курс данного ВУЗа. ВУЗы могут своими силами провести пробные тесты и вывести необходимый минимальный уровень подготовленности. Полученные данные будут рекомендательными и будут служить исключительно для предварительной оценки абитуриентом своей пригодности выбираемому учебному курсу.
При этом значимые для государства контрольно-фискальные функции ЕГЭ сохраняются в полном объёме. А ВУЗы получат возможность отбирать не среднестатистических абитуриентов, а тех, кто для данного ВУЗа предпочтительнее.
Отдельный вопрос о качестве тестовой системы и её применимости к тем или иным школьным дисциплинам. Это вопрос значимый, но частный. Он решаем на уровне идеологической парадигмы, декларируемой обществом.
Равно как и вопрос о доВУЗовской подготовки школьника - системы предметных конкурсов, олимпиад. Например, может быть предусмотрена государственная система коэффициентов, присваиваемых школе за призёров олимпиад, учеников данной школы. Это даст параллельную ЕГЭ оценку качества обучения в данной школе, но уже не по среднему ученику, а по лучшему.
А.В. Королёв