Господин Президент,
Да, без модернизации у нас нет будущего. Но кто модернизацию будет проводить? Таких людей в нужном количестве в стране нет и модернизация пока невыполнима. Об одной специфике научно-технического прогресса нет упоминания в Вашем Послании. Видимо, все познания специалистов в Вашем окружении о разработке, постановке на производство и собственно производстве, заключаются в словосочетании "реальный сектор экономики"…
В самом начале модернизации стоят ученые. Они делают большой шаг вперед. Но следующие сто шагов делают инженеры, доводящие откровения ученых до состояния серийного продукта.
Я впервые попал на высокотехнологичное, по тем временам, производство, в 1972 году. Тогда я поступил в МВТУ им. Баумана, на вечерний факультет, и работал на оборонном заводе. Такой блестящей организации производства и такого контроля качества я больше никогда не видел: затем было все хуже и хуже… Хоть и шарашка, в смысле секретности. То же самое скажу и об инженерном образовании. Оно с тех пор деградировало. Наши будущие инженеры платят деньги за экзамены, а не учатся. Когда учился я, на второй курс смогла перейти едва ли половина студентов – требования были крутые! Я вовсе не идеализирую советское время, но инженерное образование и организация разработки и производства в военной сфере тогда были эффективными.
Инженеры 90-х годов, несмотря на пониженные требования, еще могли бы содействовать модернизации, однако они так и не получили никакой инженерной практики, торговали на рынках. Инженеры 80-х тоже 20 лет без работы по профилю. Инженеры 70-х умерли.
На территории того завода, куда я попал в 1972 году, сейчас чего только нет, даже шоколадная фабрика, нет одного – превосходства над США в неких системах вооружений. Следовательно, нет основы модернизации – НИИ, КБ и производства, где и работают те самые инженеры, то есть конвейер модернизации. Может, через 10 лет нашей России повезет. А сегодня спросим у детей: "Кем ты хочешь стать?" Кто ответит: "Инженером!"?