Особое внимание в обращении Президент уделяется развитию сельского хозяйства.
Экспорт российского зерна существенно затруднен неудовлетворительной транспортной инфраструктурой. Железнодорожный транспорт перегружен, пропускная способность морских портов России на Черном море также ограничена.
Однако, за последние годы производство зерновых в России существенно выросло, в том числе в регионах Сибирского ФО.
Предлагаю рассмотреть возможность экспорта зерна по Северному морскому пути.
Так, в советское время Игарский морской порт (г.Игарка, Красноярский край) служил базой для обработки (распила) и отгрузки за рубеж экспортного леса. В 90-е годы от перевалки отказались, - бизнес стал преимущественно делать быстрые деньги, отправляя необработанную древесину в Китай по ж/д. Игарский Лесопильно-перевалочный комбинат был ликвидирован, население города быстро сократилось. Однако, в последние годы данный регион получил второе дыхание благодаря освоению территории компанией "Ванкорнефть", Игарский порт находится в непосредственной близости от территории на которой "Ванкорнефть" ведет добычу нефти.
Судоходный период на реке Енисей (для речных судов) - с середины июня до середины октября, уборочная компания в регионах Сибирского ФО - с середины августа до середины сентября. Таким образом, даже для зерна произведенного в этом же году, есть месяц-полтора на его доставку до порта Игарки речным транспортом.
Речной фарватер от Карского моря до Игарского порта вполне пригоден для морских сухогрузов (ранее за навигацию порт обслуживал свыше 100 лесовозов).
Компания "Ванкорнефть" на своих месторождениях уже сейчас производит дизельное топливо для своего внутреннего потребления. Таким образом, для транспортировки зерна по реке до порта Игарки могут быть использованы баржи специально оборудованные емкостями для заполнения их на обратном пути ГСМ, произведенным непосредственно на месторождениях.
Доставка грузов по воде была и остается самой дешевой.