Глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич!
По определению, отличительным признаком инновационной экономики является наличие рынка ИС.
09.11.09. на конф. в ТПП РФ г-н Седов В.М. (Ц-тр Предпринимательства США - РФ) сообщил, что в РФ кол-во внедрений продуктов ИС в сто тысяч раз меньше, чем в США, т.е. в абсолютных цифрах - единичные случаи.
Гос-во посредством грантов на НИОКР через определенные фонды пытается стимулировать создание продуктов ИС.
Дело поставлено таким образом, что большинство выполненных НИОКР не внедряется.
На мой взгляд, главных причин две:
- как правило, инициируют заявки на НИОКР и проводят конкурсный отбор заявок научные работники - нет связи с реальным сектором;
- наличие в условиях конкурсов спорных требований, например: "новизна малого предприятия" - вновь созданные компании часто не имеют средств для внедрения продуктов ИС.
Такая система субсидирования НИОКР поддерживает отдельные науч. группы, но для получения масштабного эк. эффекта не работает.
Предлагаю иную схему системы частно-госуд. партнерства по развитию инновационной инфраструктуры.
Основное:
- НИОКР, при определенной внешней поддержке, должны инициировать предприятия, действующие в реальной обстановке, исходя из конкретных возможностей использования продукта ИС в целях повышения конкурентноспособности;
- размещение заказов на исполнение НИОКР должно проводиться среди науч. организаций на конкурсной основе;
- финансирование выполнения НИОКР осуществляет гос-во;
- имущественные права на ИС отходят к предприятию-заказчику;
- заказчик, по мере внедрения инновации, частично прямо возмещает гос-ву его участие, частично косвенно - за счет налога на прибыль.
Представляется, что такая схема позволит:
- восстановить связи между реальным сектором и наукой, создать рынок ИС;
- ученым выгодно применять свои таланты;
- гос-ву финансировать не показатели отчетности, а востребованные разработки;
- повысить привлекательность сектора малого бизнеса для зарубежных инвестиций.
Подход имеет детализацию.