Интеллектуальная собственность способна сыграть решающую роль в спасении АВТОВАЗа. Однако, его руководство к вопросу формирования «интеллектуального капитала» интереса не проявляет в силу полной некомпетентности в данной области. Более того, поставлен вопрос о сокращении персонала, а это специалисты самого высокого уровня (конструкторы, технологи), тогда как офис-менеждеры «плодятся». Как разработчику и производителю отечественных автомобилей, если мы и дальше собираемся себя так позиционировать, АВТОВАЗу в сложившихся условиях нужен проект конкурентоспособного автомобиля. А его без творческого подхода не сделаешь, т.е. нужна мотивация. Конкуренция требуют появления этого проекта как можно раньше. Проще говоря: нужен качественный проект в короткие сроки, а основой его могут быть только изобретения высокого уровня. Вполне естественно задать вопрос: а что мешало до сих пор появлению таких изобретений? Если вспомнить историю ВАЗа, то она начиналась с купленного по лицензии автомобиля вполне современного на то время. Он мог бы стать хорошей базой для дальнейшего развития собственного автомобилестроения. Но мы увлеклись модернизациями. В настоящее время констатируется, что мы неконкурентоспособны и собираемся опять что-то взять с Запада, а может и с Востока. Но, это деградация – переход на отверточную сборку зарубежных автомобилей. В «проектах» руководства по выводу завода из кризиса есть всё, кроме основного – мобилизации технического творчества. Именно поэтому завод находится в плачевном состоянии, если уже не приговорен к отверточной сборке.
Что самое обидное, у нас есть все составляющие для успеха – есть люди с идеями, которые пытаются реализовать их на стороне, так по-другому не получается, есть руководители среднего звена молодые и амбициозные, которые знают дело, нет одного – нет автомобильного Гуса Хиддинга, которому доверяли бы все – и руководство страны, и работники завода. А ведь творческое начало всегда было сильной стороной россиян!