По поводу ухода от патернализма в том виде, в каком он существует сейчас в России, я - за. Необходимо срочно модифицировать социальную функцию государства в современной России. Помощь нуждающимся должна быть дифференцированной. Нетрудоспособным гражданам - по мере возможности помощь должна оказываться. А вот что касается трудоспособных граждан - здесь должны быть перемены.Прямые выплаты в виде пособий необходимо максимально сократить по времени (платить в течение 3-4 месяцев, не более). Нужно оплатить (вместо прямых выплат)за счет государства безработным гражданам приобретение второй, третьей, м.б. четвертой профессии, которая является наиболее востребованной на рынке труда. Необходимо отходить от политики подачек, которые провоцируют иждивенчество,тунеядство, лень. Максиимально привлекать заинтересованных предпринимателей к оплате обучения нужных им профессионалов-специалистов, разгружая частично государственный бюджет. Государство и частные корпорации (частные лица) должны субсидиарно участвовать в осуществлении этого сегмента социальной функции государственно-организованного общества. Студентов-выпускников, получивших образование за счёт государства, следует обязать работать в течение 3 лет в государственных учреждениях, предприятиях (если в этих специалистах есть нужда). Адресность социальной услуги должна поощрять частные образовательные учреждения:если ребенок учится в частной школе, если государство или муниципалитет не затрачивает на его обучение средства, то эти средства можно перечислять частным востребованным школам, оплачивая субсидиарно с родителями более качественное образование ребенка. Это быстро окупится, в то же время у школ будет стимул: они будут бороться за учеников, а умные дети смогут получить более качественное образование. Государственные и муниципальные школы должны субсидироваться не в равных мерах, а в зависимости от востребованности. Это повысит требования к школьному образованию, улучшит его далекое от совершенства качество.