Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Длительное время я работал в области земельных правоотношений, специализировался на землях с/х назначения. В последнее время вижу стремление региональных политиков закрепить на уровне федерального законодательства возможность изъятия у собственников "невостребованных земельных долей" (поскольку эти собственники уже давно умерли) и передачу этих невостребованных долей в собственность сельскохозяйственных организаций, фактически(!) использующих эти земли. Действующая процедура - в судебном порядке -, на практике не работает, поскольку требует рассмотрение дела в порядке искового производства, а иск к умершему не предъявишь, да и поди поищи наследников! В общем, инициатива региональных властей мне нравится в части упрощения изъятия. Только вот не надо в собственность сельхозпредприятиям! Кто знает, кто у этого предприятия в учредителях, а вдруг иностранные граждане/компании? Пусть лучше земля эта перейдет в собственность субъекта (муниципального образования), который передаст эту землю в аренду с преимущественным правом заключения такого договора аренды для сельскохозяйственного предприятия, осуществляющего производственную деятельность (а не просто зарегистрированного!) на территории субъекта (муниципального образования). Формирование такого участка - постановлением высшего органа исполнительной власти субъекта с обязательным условием неизменности категории земель. Доход от аренды (в размере земельного налога на равный земельный участок) - на развитие соц.сферы субъекта (муниципального образования). Срок аренды 49 лет. Учитывая возможные улучшения сельхозземель арендатором в ходе производственной деятельности и длительности срока аренды, такой земельный участок может быть предметом залога не худшим, чем если бы он был в собственности (этот момент в законодательстве о залоге тоже необходимо жёстче прописать, поскольку банки "не любят" право аренды в качестве залога). А вот поводов для спекуляции сельхозугодиями поубавится.
Спасибо!