Информатизация в России затруднена рядом обстоятельств, и это уже неоднократно обсуждалось. Даже физическое подключение к сети Интернет не гарантирует его активное продуктивное использование. Как правило, общение в сети сводится к пользованию электронной почтой и социальными сетями. Модели внедрения информационных технологий идут по схеме от системы к человеку, тогда как мотивированная востребованность обеспечивается схемой от человека к системе. Говоря об информатизации, первым приводится довод о подключении организаций к сети Интернет, а не о создании условий для качественного пользования услугами сети. Не стоит забывать, что за техническими возможностями и технологиями, ресурсами стоят прежде всего люди. Если им не удобно пользоваться предлагаемыми проектами, то они этого делать не станут – это все равно, что носить неудобную обувь. Электронные ресурсы, предлагаемые населению, должны учитывать функциональные возможности участников этой системы. Более того, эта система должна обучать! И не только пользованию услугами самой системы, но и методам современных компьютерных технологий.
Говорить о том, что нужно делать и делать то, что нужно в современных условиях, – далеко не одно и тоже. Обществом востребованы образцы не только справок, заявлений и других документов для обращения в государственные инстанции, но и образцы поведения, отношения, культурно-общественные ценности. В информационных технологиях необходима технология культуры информации. Самостоятельность, толерантность, креативность будут занимать значительно больше места в жизни наших граждан, если современная школа будет обладать большей свободой в выполнении своих основных функций. Школа, в которой работает современный учитель, обязана стать механизмом развития общества. Вместе с тем, в понятие «современный учитель», в этом случае, вкладывается гораздо больший смысл, чем когда-либо ранее.