Коррупция в нашей стране во многом имеет институциональные формы и правовое обоснование. Поэтому без институциональных изменений все указания соблюдать законные права граждан или честно выполнять свои должностные обязанности останутся только призывами.
Я приведу простой пример институциональной коррупции. Жилье военнослужащим распределяется жилищной комиссией. Законы и министр обороны предписывают жилищной комиссии работать в условиях гласности и информационной открытости. Но в реальности жилищная комиссия военнослужащему может предоставить только информацию о номере его очереди, без указания военнослужащих до него и после. При желании ознакомится с протоколами жилищных комиссий, военнослужащему могут быть предоставлены выписки только в части его касающейся.
Военные суды, в данном случае, полностью будут на стороне жилищной комиссии и вынесут судебные решения об отказе в предоставлении военнослужащему информации о выделении жилья другим военнослужащим. То есть протоколы увидеть по сути нельзя. В тоже время в этих протоколах не указывается информация о персональных данных человека, на которые налагаются ограничения.
В итоге получается, что Председатель жилищной комиссии защищен законом от любых попыток узнать правду о его решениях в части касающейся выделения жилья и может действовать по субъективному произволу, не обращая внимания на призывы соблюдать закон и приказы.
Это частный пример московского гарнизона и московской судебной практики. Уверен, что таких примеров в нашей стране достаточно.
Слышал, что в соседней Украине был период когда очередь военнослужащих на получение жилья печаталась в центральной газете, как и информация о снятии с жилищного учета в связи с получением жилья. Интернет-портал министерства обороны РФ мог бы использовать этот опыт для снижения уровня коррупции в работе жилищных комиссий. Кстати такая работа и сняла бы сомнения в отношении реальных усилий государства по обеспечению офицеров жильем.