Статья посвящена модернизации. Ее делают люди. Поэтому один из ключевых вопросов модернизации – обеспечение человеческими ресурсами. Стандартные этапы работы менеджера по персоналу: (1) привлечь достаточное число нужных кандидатов, (2) отобрать из них наиболее сильных, (3) управлять их эффективностью. К сожалению, попытка модернизации обречена на провал просто по тому, что невозможно удовлетворительно пройти первый этап - привлечь в науку, образование, здравоохранение, нужных кандидатов. Второй этап бессмысленен, выбирать талантливых и сильных не из кого.
Три года назад мой сын выбирал институт, набрал баллы в Бауманку, Станкин, МАИ. Я по советской инерции считал, что лучше Бауманка, но оказалось, что там средний возраст преподавателя 75 лет, а из языков программирования на большинстве факультетов преподают Фортран 60-ых годы. Сын пошел в МАИ, там преподаватели помоложе. При этом средняя зарплата преподавателя МАИ 15.000 рублей в месяц, за счет грантов. Ставка преподавателя в Московской Медицинской Академии 7.000 рублей. А студентка-вечерница 3-4 курса, устроившись секретаршей в Москве, получает 25.000. Выпускник МАИ или иного вуза с нормальной программистской и математической подготовкой получает в Москве от 30.000 до 45.000. Таким образом, невозможно привлечь честную талантливую молодежь в преподавание или в науку, взяток они брать не хотят, а выжить на зарплату невозможно физически.
Сейчас же деньги получают учреждения, а не люди, которые там работают. Необходимо гарантировать в первую очередь зарплаты, и тем самым привлечь сильных людей. Слышал, что Китай таким образом вернул из диаспоры ведущие кадры, и предотвратил утечку молодежи.
Сейчас вымирает, буквально, по возрасту, старый преподавательский и научный состав, а молодых нет из-за невозможности заработать на выживание. Без решения банальной задачки из жизни мелкого менеджера по персоналу никакая стратегическая модернизация России невозможна.