Я тезисно коснусь вопроса об образовании.
1. Есть в статье фраза: «Средняя и высшая школы подготовят достаточное количество специалистов для перспективных отраслей». Это – цель для светлого будущего. А сегодня средняя и высшая школы не в состоянии подготовить настоящих специалистов даже для традиционных отраслей, не говоря уже о перспективных.
2. Упадок образования произошел в революционные девяностые в результате прекращения финансирования этой сферы. Из-за оттока кадров за рубеж и в другие отрасли образование обескровилось. Оставшиеся преподаватели в корне изменили отношение к своему почти не оплачиваемому труду.
3. В последние годы, когда государство начало направлять в образование финансовые средства, Минобразования делает все возможное для того, чтобы процесс деградации российского образования сделался уже полностью необратимым. Огромные средства тратятся впустую на масштабные и бесполезные проекты. В Министерстве не представляют реального положения вещей в системе образования.
4. Разрушение системы образования произошло просто из-за прекращения ее нормального финансирования. Но простое восстановление финансовых потоков не приведет к восстановлению системы! Повышение материального уровня преподавателей – это необходимый первый шаг, но его абсолютно недостаточно. Здесь нужна продуманная систематическая политика. Первейшее внимание – кадрам.
5. Нужно в корне изменить отношения в образовательных учреждениях, критерии оценки их деятельности, устранить заинтересованность преподавателей в завышении оценок уровня знаний своих учеников.
6. Огромные средства потрачены на внедрение ЕГЭ – системы, которая должна давать объективную оценку уровня знаний. А может быть, следовало вначале позаботиться о том, чтобы поднять этот уровень до приличного значения, а потом думать о том, как его проверять,
7. При определении количества мест в вузах нужно ориентироваться как на потребности в специалистах, так и на количество людей, реально способных обучаться.