Свободного рынка не бывает при жестком дефиците.
При остром дефиците жилья у нас нет свободного жилищного рынка с его объективным ценообразованием. Поэтому нужно определить нынешнее состояние, как рынок переходного периода, и действовать, как в переходный период.
Условия на рынке должны быть временно-переходные.
1. Частные инвесторы с их желанием заработать на строительстве путем скупки и перепродажи квартир – помеха для развития свободного рынка. Дефицит и так высок, поэтому одна часть рыночных отношений, а именно, спрос всегда присутствует.
2. Чтобы реально решался квартирный вопрос, нужно реализовывать квартиры преимущественно жителям городов, где построена квартира.
Норма должна действовать только в переходный период, пока насыщенность жилплощадью на одного жителя города не достигнет цивилизованных размеров. Чем быстрее достигается эта цель, тем быстрее должны сниматься ограничения переходного периода.
Разве плохая задача, которую можно поставить чиновникам – создание свободного рынка жилья в их городе? По эффективности продвижения к свободному рынку жилья можно судить о компетентности руководства.
В переходный период допустима такая норма.
Квартиры выкупаются муниципалитетом по цене, учитывающей затраты на строительство и прибыль. Далее, они продаются жителям города с неким цензом оседлости, причем, только частично, по ценам, напр., 30000р. за метр. Часть собственности квартиры сверх 30000р. за метр остается в собственности муниципалитета до тех пор, пока не начнут действовать нормы свободного рынка.
Покупатель из другого города, он должен выкупить также и долю муниципалитета, которая уже учитывает стоимость земли и инфраструктуры дома.
Может, все это выглядит не очень рыночно, но если квартиры будут доставаться людям, которые будут реально жить в них, переходный период закончится достаточно быстро.