Быть может, Вам будет интересна небольшая цитата о модернизации из немецкого социолога Никласа Лумана:
(Луман Н. Самоописания. Пер.с нем./А. Антоновский, Б. Скуратов, К. Тимофеева. М.: Издательство "Логос", ИТДКГ "Гнозис". 2009. Далее, - Луман-9).
К своеобразиям самоописания современного (modern) общества относится то, что оно нуждается еще в какой-то «модернизации». Подобно тому, как индивидам пытаются внушать, что они не только являются реальными, но еще и нуждаются в какой-то самореализации, так и общественная теория модерна как бы исходит из того, что современное общество еще не является современным и должно еще что-то для себя наверстать, чтобы в конечном итоге стать современным. Эту загадку, конечно, можно легко разрешить, сравнив между собой разные понятия современности. Но тогда все-таки остается вопрос, какая может быть причина тому, чтобы выдвигать эту своеобразную фигуру модернизации в качестве дезидерата как раз современного общества. (Ведь никто не дошел до идеи о том, чтобы ожидать от Римской империи в античности какой-то «модернизации» и сожалеть о ее отсутствии) (Луман-9, с.233).
- desiderate – ощущать недостаток (англ.)
Философская конструкция, относительно которой мы можем сослаться на такие имена, как Гуссерль или Хабермас, заключается в предположении, что в принципе самокритичного разума индивидов кроется пока еще не обнаруженный, непрочувствованный потенциал рациональности, который может оставить далеко позади достижения научно-технической цивилизации и их хозяйственную («капиталистическую») реализацию. Однако такими «пока-нет»- формулировками, скорее, затуманивается важная социологическая проблема, а именно - проблема того, как вообще можно провести модернизацию уже современного (modernen) общества. (Луман-9, с.234).