Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Да, по головному участку новой дороги Москва - Санкт-Петербург есть альтернативные варианты, вполне жизнеспособные. Однако всерьез их не рассматривали, так как этим в дорожной отрасли сейчас заниматься просто некому. До 2004 г. в Государственной службе дорожного хозяйства (сейчас - Федеральное дорожное агентство) имелся специальный отдел (а до этого - управление), занимавшийся вопросами охраны окружающей среды, единственный в Минтрансе, разрабатывавший нормативные и методические документы. Затем отдел был расформирован, разработанные нормативы и методики отменены. Закон "Об автомобильных дорогах" вывел все проекты дорог из-под экологической экспертизы, общественные слушания не проводятся. Результат - Химки, мост в Волгограде, комплекс защитных сооружений и кольцевая в Санкт-Петербурге, горные дороги Сочи. Неучет экологических законов ведет к многократному удорожанию строительства. При проектировании сейчас рассматривается только два варианта: "вообще не строить" или "строить, как желает заказчик". Расчеты ведутся по методикам начала 90-х годов прошлого века чисто формально, я не видел за последние 6 лет дорожного проекта, где бы указывался экологический ущерб, везде показывается только снижение выбросов и прочие преимущества. Студентов-дорожников обучают экологии по утвержденной министерством единой для всех технических вузов программе, разработанной биологами, без учета специфики отрасли, 9 лекций и 9 практических работ. При переходе на выпуск вместо инженеров бакалавров скорее всего экологию как предмет вообще сделают факультативным. Так как призывы беречь природу отклика не находят, видимо, необходимо менять законодательство.