Уважаемый Дмитрий Анатольевич,
отрадно видеть, что обсуждение насущных проблем становится нормой для нашего руководства. И в этом контексте интернет предоставляет колоссальные возможности. Но возникает вопрос: как анализировать тысячи мнений и комментариев, которые граждане оставляют на различных ресурсах. Очевидно, что президент не в силах переработать весь массив сообщений и комментариев, поступающих в его адрес. Cистематизированное мнение граждан могло бы быть весьма полезным для нашего руководства. Было бы разумным организовать специальную службу, занимающуюся этим вопросом. Известно, что в своем большинстве наши люди неохотно выражают свое мнение в традиционных для этого формах, но весьма охотно оставляет комментарии на различных интернет-ресурсах. Многие часто чувствуют, что пишут в никуда. Но если дать понять, что мнение каждого гражданина важно и что оно по крайней мере будет прочитано и, впоследствии, возможно учтено, то многие с большим энтузиазмом будут выражать свое мнение и в более конструктивном ключе. Гражданам важно чувствовать обратную связь и видеть практический результат своих усилий, который мог бы выражаться в анализе их мнений и доведения этого мнения до высшего руководства страны.
Граждане, способные выдвигать оригинальные решения, могли бы развернуто формулировать свои идеи и выкладывать их для публичного обсуждения и, в то же время, могли бы привлекаться к их непосредственному исполнению, что способствовало бы привлечению инициативных и энергичных людей, обновлению кадров.
Недостаток конструктивной дискуссии между руководством всех рангов и гражданами является одним из причин их неудовлетворительной работы. Дайте возможность людям быть услышанными, подключите их к решению насущных проблем. Первым шагом могло бы быть создание упомянутой выше службы, которая впоследствии могла бы найти эффективные способы взаимодействия между гражданами и руководителями на более низких уровнях.
С уважением,
Руслан Асфандияров.
ЦЕРН, Женева, Швейцария.