Инновационное развитие России невозможно без создания двух сред – образовательной и экономической. И первая даже более важна, чем вторая.
Качественный технологический рывок может состояться только в обществе, в котором накоплено достаточное количество человеческого потенциала в высокотехнологичных отраслях. А здесь ключевую роль играет образование, уровень которого, увы, в последнее время падает не только в силу ухудшения качества педагогов, но и недоступности образовательной, энциклопедической и справочной информации. Научные книги, справочники, научно-популярные книги и журналы недоступны для абсолютного большинства школьников, студентов и педагогов, во-первых, по причине высокой стоимости книг, а во-вторых, из-за тотальной коммерциализации книжной торговли. Даже в крупном городе трудно найти магазин, в котором была бы представлена такая литература на таком же уровне, как это было во времена СССР.
Реанимировать прежнюю систему нет смысла, нужно создавать новую информационную среду на основе Интернет. И такой средой мог бы стать Национальный энциклопедическо-образовательный проект.
В чём суть предложения:
Усилиями российского научного сообщества создать единый информационный портал, объединяющий одновременно и энциклопедию, и цифровую библиотеку источников информации. Информация на таком портале должна быть ориентирована на разные уровни подготовленности от школьника до учёного. И включать в себя как общую энциклопедическую информацию, так и лекции, книги, популярные и научные статьи.
Это позволит вовлечь молодые таланты не только в шоу-бизнес, коммерцию и юриспруденцию, но и в научный и технический поиск, изобретательство.
Понятно, что это долгосрочный проект, результаты которого появятся не ранее чем через 15 лет. Но без него Россия окончательно закрепит за собой статус сырьевого придатка несомненно высокоразвитых (через эти самые 15 лет) Китая, Индии и Европы.