Щедрин Николай Васильевич - Сибирский федеральный университет (Красноярск).
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Хочу обратить внимание на разновидность коррупционного протекционизма - целевой прием на бюджетные места в юридические вузы. Он используется должностными лицами, в том числе правоохранительных органов, для пристраивания своих детей и детей «своих» людей. Спрашивается, зачем в условиях ежегодного перепроизводства юристов ожидать специалиста пять лет, когда можно отобрать лучших из числа выпускников юридических вузов? Ситуация воспроизводится из года в год и выгодна как заказчику, так и руководству учебных заведений, которые в обмен получают поддержку региональных руководителей и снисходительное отношение со стороны правоохранительных и контролирующих органов. Формально такой «бартер» выглядит законно.
Однако «заказчики» и «подрядчики» действуют вопреки коренным интересам общества и государства. Вместо честного конкурсного отбора наиболее талантливых представителей молодого поколения - будущей элиты, осуществляется «селекция» по принципу богатства, знакомства и родства. В результате общество получает посредственных и «заряженных на коррупцию» следователей, адвокатов, прокуроров, судей. У выпускников, использовавших связи при поступлении, возникают обязательства оказывать соответствующие услуги своим покровителям.
По большому счету, эту «коррупционную лазейку» вряд ли можно считать конституционной. Но даже если признать, что злоупотребление служебным положением для извлечения этой имущественной выгоды формально не выходит за рамки закона (?), все это явно противоречит нормам корпоративной этики и должно расцениваться профессиональным сообществом как неприличное. Но чиновники почему-то этого не замечают и продолжают поучать окружающих как бороться с коррупцией. Исцеляющий исцелится сам!
А как Вы, Дмитрий Анатольевич, оцениваете эту, к сожалению, типичную в сфере юридического образования ситуацию?