К сожалению, в настоящее время при подборе в резерв практикуется довольно узкий набор форм оценок кандидатов - анкетные данные и характеристики с предыдущего места работы, личные рекомендации знакомых и т.п.
Практикуется проведение с кандидатами на должность различных тестовых испытаний. При этом нет единого государственного подхода к разработке и проведению таких испытаний. При единстве организационно-правовых основ государственной гражданской службы, тестовые испытания могут существенно варьироваться, в зависимости от конкретного государственного ведомства, его структурного подразделения, субъективных усмотрений соответствующего руководителя, по форме, объему и глубине проверки знаний. При таких условиях, складывается ситуация, когда на конкретные вакантные должности возможно назначение только тех лиц, которые уже имеют определенный опыт практической работы в данном конкретном структурном подразделении, даже несмотря на наличие у других кандидатов соответствующего образования, стажа и опыта прохождения государственной службы в аналогичном подразделении другого государственного органа, либо в смежном подразделении данного государственного органа.
В настоящее время, формализм при проведении конкурсов на замещение должностей государственной гражданской службы, сопряженный с отсутствием ясных критериев оценки кандидатов, влечет произвольное усмотрение руководителей и субъективизм, выражающийся в неуважении к реализации принципа законности на государственной службе.