Посчитаем эффект от централизованного начисления обязательных платежей.
Предположим, малое предприятие обеспечивает зарплатой 20 человек. Налогообложение – 6% от дохода. По этой схеме работают те, у кого высокая доля труда в конечном продукте (например, 60%). Получается вполне справедливая схема, при которой эти 20 человек работают за 22 человека (без учета подоходного налога). Но не тут-то было. Чтобы заплатить налоги, найми бухгалтера, заставь снабженца заниматься документооборотом, не забудь про головную боль директора и услуги курьера. Вот еще минимум два человека получилось.
Получается, что малые предприятия при численности до 20 человек платят двойной налог. При этом первая половина уходит в бюджет и приносит пользу, а вторая не приносит ничего, кроме гор бумаги, бедности и заболеваний на нервной почве.
Но это не основной эффект. Главной причиной неразвитости малого бизнеса являются не высокие налоги, а боязнь перед запутанной отчетностью и фискальными органами. При описанной схеме этот фактор исчезает – предприниматель в любой момент знает, что у него все в порядке, или ему пора бросать эту затею, не залезая в долги.
Представьте, сколько людей придет в бизнес, зная, что они избавлены от унизительных проверок.
Налоговики не смогут считать за всех налоги и это дорого? Наоборот, огромная экономия, т.к. описанная схема освобождает налоговиков от контрольных функций. Ведь расчет ведется по объективным параметрам (в точности как у сотового оператора). Единственный не автоматически контролируемый параметр – кассовый аппарат (который, кстати, давно пора подключать к мобильной фискальной связи).
Вопрос – а есть ли бухгалтеры на малых предприятиях? Вероятно, если обратиться к статистике, то бухгалтеры на микропредприятиях не обнаружатся. Но не потому, что их там нет. Просто это приходящие бухгалтеры с серой зарплатой. Мы умудрились создать такую систему взимания налогов, которая способствует тому, что те, кто налоги считает, их не платит.