Господа неравнодушные! Затронутая проблема беспокоит многих как внутри, так и вне системы образования, в т.ч. и высшего, но предлагаю в порывах эмоций и личных (а потому - ограниченных) впечатлений не путать, так сказать, "тёплое с мягким"! Во-первых, стоит чётко различать образование и обучение (как, например, специалисты различают понятия "финансы" и "деньги"), имеющие принципиально разные смыслы, и, соответственно, различные методы и средства. Не надо путать понятия "педагог", "УЧИТЕЛЬ", "преподаватель"! У них разные роли!
Для т.н. "наведения порядка" в отрасли образования и обучения считаю необходимым провести реальную перепись и аттестацию вузов, отдельно - перепись и аттестацию научных и преподавательских кадров для последующего принятия решения об оптимизации.
Не стоит забывать, что большое значение имеет атмосфера в преподавательских коллективах (на кафедрах).
А также стоит умерить пыл желающим навязать вузам обязанность вести научную работу - не основное это для вузов дело. Их задача формировать новое расширенное поколение специалистов (знающих и понимающих предметную область). Исследования и разработки должны выполнять исследовательские организации. Вузы при таких организациях понятны и естественны. Для привлечения преподавателей вузов к НИР давно практикуется создание соответствующих подразделений. Много чего можно вспомнить, было бы кому услышать...