Безусловно, "каждый студент вправе знать… ", и каждый родитель, и каждый преподаватель, и вообще Гражданское Общество обеспокоенное будущим.
И, на мой взгляд, основное, что должно интересовать студента и - это уровень профессиональной подготовки получаемой студентами в вузе. Он зависит:
1) от базовой методики обучения, а с ней, по-моему, огромная БЕДА, она сформировалась несколько сотен лет назад и радикально с тех пор не изменилась, т.к. основана на триаде ученик-учитель-книга, позволяющей эффективно обучать знаниям, в то время как динамика современного развития требует формирования профессиональных умений (знания - для обучения умениям и формирования кругозора);
2) от финансовых ресурсов (их мало и контроль за ними нужен и административный и гражданский);
3) от профессионального уровня преподавателей вуза (как раз в области формирования умений и требующихся для этого знаний).
Так что, контроль финансовых потоков крайне важная и нужная задача, но ключевыми являются две другие задачи.
Базовой методикой обучения должно стать обучение умениям + знаниям (деятельностное обучение), схема обучения: обучающийся - компьютерная виртуальная среда, моделирующая профессиональную деятельность – преподаватель,- позволит формировать базовые профессиональные умения. Понимаю, что задача сложная и дорогая, но от неё не уйти, и чем раньше начать, тем меньше будет проблем в уже, к сожалению, недалёком будущем.
Основной состав преподавателей вуза – старшие преподаватели (видимо, 60-70%), они же на 95% обучают тем небольшим умениям, которые формируются в вузе (лабораторные работы, курсовые проекты и т.п.). Пока заработная плата этих специалистов будет 6-9 тысяч рублей (в районе средней трудовой пенсии), сложно ожидать от вузов качественной подготовки выпускников. Преподавателю, чтобы прокормить семью, надо на 2-3-х работах трудиться, и нет возможности ни качественно обучать, ни осваивать новые технологии обучения.
Без государства во главе такую проблему не решить.