Из статьи Ветровой Тамары Викторовны, постоянного автора педагогических изданий "Искусство в школе" и "Литература" и журналов "Урал", "Человек и закон", "Магазин".
Не могу понять, для чего требуются какие-то дополнительные, особые духовные вливания – через религиозное воспитание, через загадочные беседы о духовности – когда у нас есть книги, есть библиотеки, есть уроки литературы? И чего, скажите ради бога, нам не договорил Лев Толстой? Недообъяснил Федор Достоевский? Не внушил Некрасов?..
Нет нужды, впрочем, удаляться под церковные своды. Наши проблемы, определенно, лежат по «эту» сторону. Сегодняшняя общеобразовательная школа активно компенсирует острый дефицит художественных, интеллектуальных навыков демонстрацией духовной составляющей: экскурсии в близлежащие храмы, встречи с церковными служителями, посещение «христианских чтений». Справедливо спросить: а что же в этом плохого? И разве не отрадные перемены несут такие экскурсии?
К сожалению, формальное приобщение к вершинам духа сказывается на детях, на мой взгляд, гораздо негативнее, чем полное игнорирование названных сфер. Может быть, есть смысл обратиться к здравому смыслу? И, допустим, почитать с нашими детьми книги – взамен душеспасительных бесед? Интересные книги, и чем больше, тем лучше… Причем главным ориентиром сделать не «полезность», а именно интересность! Не мешает вспомнить при этом, что мы, взрослые, хорошо зная преимущества полезного питания, обычно отдаем предпочтение вкусному.
«Хочется чего-нибудь необычного, - иронизировал классик. - Воблы, например…». Хочется, чтобы ребенок, придя в школу, посещал не уроки духовности и не уроки патриотизма – а уроки физики, математики, литературы. Чтобы учился говорить и писать на родном языке. Учился думать, а не прятаться за готовые формулы – как бы те ни были красивы и привлекательны…