Над этим вопросом многие умы бьются давно. К опыту Бразилии неплохо бы обратиться, в том числе, если мы себя как полноправного члена БРИК рассматриваем, а не страну, которая "брык". У них своего АвтоВАЗа нет, который надо спасать. Зато есть десятки производств иностранных автомобильных концернов с производством полного цикла. Инновационные города. Суперсовременное сельское хозяйство, снабжающее мясом в том числе далекую Россию! И всё это развивалось в то же самое время, как в России идут демократические преобразования. Стартовали практически одновременно.
Инвестклимат в России начинается не с привлечения капиталов, мозгов и прочих полезных субстанций в страну. Он этим заканчивается. Ведь вывод капитала из страны отнюдь не означает "бегство". Просто капиталы некуда вкладывать. Фондовый рынок, показатель зрелой рыночной экономики, миниатюрен и жалок - крупные и даже средние российские компании размещают акции на иностранных биржах. Нет акционерных обществ - нет акций, и биржевой рынок чахлый. Уолл-стрит начинался с малого. С возможности каждому, как модно говорить, инновационному проекту выпустить акции и быть успешным, привлекать ИНВЕСТОРОВ.
А у нас? Очередная монополизация! ММВБ - бюрократическая, тяжеловесная, межбанковская креатура поглощает исконно народную РТС, выросшую из over-the-counter market, внебиржевого рынка, где торговались все акции изначально.
Какой может быть инвестклимат у нас, когда бюджет на 2% пополняется за счет налогов граждан, и почти наполовину - за счет таможенных пошлин. Причем на 2/3 вывозные пошлины. То есть система заточена на "не пущать". Вывезти железяку, трубу, простую, как мычание, на экспорт - согласование МинОбороны нужно. Мы бы ржали в голос, если б это не было грустно. Живем в 21м веке, декларации в таможню на листочках подаем. Французы за сердце хватаются, когда про нашу таможню слышат, плачут над нами, как над раковым больным.
Фундамент, почву, менталитет, отношение к работе и бизнесу менять. А климат сам поменяется.