Изучая открытые источники информации, понимаешь, что национальное электронное удостоверение гражданина России фактически подменяется банковской картой, в которой функция идентификации реализуется по остаточному принципу.
По идее должно быть ровно наоборот. Национальное электронное удостоверение может допускать наличие в нем банковской функции, но совсем не обязательно, безусловно, требовать этого (посмотрите на мировой опыт в этой области ID карт). Электронное удостоверение выдается уполномоченным государством органом и имеет статус паспорта. Оно является первичным электронным документом гражданина.
Свойства электронного ID-документа и требования к нему сильно отличаются от свойств банковской карты и требований предъявляемых к ней. Попытка их сочетания «под одной крышей» приводит к множеству существенных сложностей в организации эмиссии и эксплуатации таких карт. В банке есть свои правила, определяемые банковским сообществом, исходя из собственных интересов, а в паспортном столе свои – определяемые государством и государственными интересами.
Реализуемый в настоящее время подход к созданию УЭК очень хорошо способствует расширению клиентской базы банков и развитию бизнеса поставщиков банковских услуг (в значительной мере зарубежных). А как он способствует появлению в России нормального национального защищенного и универсального электронного ID и интересам Российского IT- бизнеса?
Во главе угла ID-элемента должна стоять квалифицированная ЭЦП. Тогда это имеет хоть какой-то смысл (опять посмотрите на мировой опыт). А где она в УЭК? Да, в России пока не производят микросхемы соответствующего уровня. Чтобы они появились, нужен рынок. Может быть он появится после 1 июля 2012 г. (см. Постановление Правительства РФ от 24 марта 2011 г. N 208)? Остается только надеяться, что к этому моменту в УЭК будет создана инфраструктура для Российских чипов и технологий, что будет проявлена воля и выделены соответствующие средства для перезапуска системы на новых правилах.