Дмитрий Анатольевич!
Про строительство (до выборов) по всей стране нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) для целей производства дешевого и качественного топлива и, возможно, сети государственных заправочных станций (ЗС). ЗС можно "строить государством", а далее передавать частным компаниям / лицам (чтобы это была реальная конкуренция "Лукойлам", "ПТК" и пр. сетям).
В 2008-м на ТВ выступал Депутат ГД о том, почему в РФ самый дорогой бензин и пояснял: "Бензин может быть дешевым, только когда есть конкуренция (а по его словам есть только 1 гос. НПЗ под Москвой) и когда НПЗ - государственные".
На вопрос: "Почему не строим НПЗ?" он ответил, что "Государство не может себе это позволить, т.к. строительство 1 НПЗ стоит 3-4 миллиарда долларов"!
Откуда такие цифры!? В 2008-м цена строительства одного НПЗ (с землей, оборудованием и прочим) объективно была до 300 миллионов долларов. Получается, что цена была им завышена более, чем в 10 раз. Уверен, что пара миллиардов у государства все-таки есть и оно может построить 6-7 современных НПЗ. Нефть по Конституции, как недра, народное достояние (государственное). Значит этот продукт "практически даром" может пойти на НПЗ (плата будет только за ее добычу и транспортировку, да и то не по завышенным ценам, полагаю, т.к., по идее, не надо будет платить "откатов" / взяток "Администрациям" регионов (7-15%) и "силовикам" за "крышу" в регионах (также 7-15%)).
"На выходе" получим дешевое, качественное топливо, которое распространять через построенные государством ЗС, которые составят конкуренцию сетям и те будут вынуждены снизить свои цены.
Только на стадии подготовки надо не потратить все деньги на строительство - на "изыскание, документацию и пр." (как это "принято" в крупных проектах). Задача государства - выделить земли и привлечь, на основе тендера, опытные западные компании по проектированию и строительству таких НПЗ по разумным ценам и готовым проектам. Например, тех, кто строит НПЗ и ЗС в США и Франции (у них - богатый опыт).