Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Для противодействия «откатам» при госзакупках можно использовать опыт крупных коммерческих структур, направленный на предотвращение ущерба.
А именно — системную работу подразделений экономической безопасности (ЭБ), в компетенцию которых входит анализ проектов контрактов на закупку товаров, работ и услуг до их заключения.
Существенно снизить уровень коррупции при госсзакупках позволят такие превентивные меры как:
1. экспертная оценка условий контракта
2. мониторинг среднерыночных цен
2. установление учредителей контрагента
3. выявление скрытой взаимосвязи лиц, принимающих решения о заключении контрактов со стороны заказчика и потенциального контрагента
4. «отсечение» «однодневок» и не обоснованных спецификой контракта посредников
5. проведение переговоров с альтернативными поставщиками, способными предложить более выгодные условия
6. контроль полноты и качества выполнения контракта
Занимаясь на практике около 6 лет этой проблематикой на предприятиях космической и нефтегазовой промышленности, считаю, что применение приведенного алгоритма работы в значительной степени предотвратит ущерб госзаказчика.
Создание в структуре госзаказчиков подразделений ЭБ по описанному принципу позволит оперативно контролировать закупки. Чего сложно добиться при проверках Счетной палатой, Прокуратурой и т.д., так как это последующий, а не оперативный контроль, который позволяет лишь фиксировать убытки. А ведь основная задача — создать механизм предотвращения ущерба, а не посчитать его размер.
Здесь изложена «сырая» концепция, достаточно эффективной системы, которая, конечно, требует практической доводки. В частности — вопросы структурной подчиненности, финансирования, взаимодействия и т.д. В случае заинтересованности с Вашей стороны, со стороны представителей Контрольного Управления АП, готов изложить свои предложения более детально и аргументированно.
С глубоким уважением,
Евгений Александрович