Добрый вечер! На мой взгляд, помимо посадок и наказаний, сама система госзаказа требует коррекции. Предлагаю следующий подход:
1. Для госзакупок принимать заявки только от предприятий, заключивших специальные договора с банком. В случае выигрыша, договор подписывается и с исполнителем, и с банком.
2. Государственные средства не выделяются разом на проект, как это происходит сейчас, а распределяются на весь срок эксплуатации приобретаемого имущества или действия договора на оказание услуг (рента). Пример: если дорога должна служить пять лет, в течении всех пяти лет банк получает рентные платежи. Строительная компания разово кредитуется на полную сумму, если это необходимо, за счет средств банка. Далее, банк несет финансовую ответственность за состояние участка дороги все пять лет.
3. Банк имеет право регулярные платежи государства секьюритизировать: фондирование (РЕПО), продать на рынке и т.д. Ответственность, в течении срока действия договора, банк имеет право или застраховать, или полностью продать этот риск страховой компании. Все эти действия с рентой банк имеет право осуществлять не ранее, чем через год после запуска объекта в эксплуатацию, либо подписания акта-приемки поставленного оборудования, товара и т.д. (мораторий). Последняя мера позволит избежать образования финансовой пирамиды или размывания ответственности.
Преимущество подхода:
1. Снижаются риски, связанные с однодневками, т.к. вся работа по оценке рисков перекладывается на банк, который за ошибки будет отвечать солидарно.
2. Банки загружают кредитные отделы финансированием проектов, имеющих готового платежеспособного заказчика (государство), приобретают возможность регулировать свою ликвидность еще одним финансовым инструментом.
3. Малые и средние предприятия, не имеющие штата юристов и финансистов, повысят свои шансы победить, т.к. банк может оказать консультационную помощь, а также ликвидировать проблему нерегулярности выделения денег (эффект "конца года").
С уважением, Игорь.