Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Законом «О недрах» (от 21.02.1992 г. № 2395-1) не предусмотрено никаких иных способов управления недрами, кроме как через участки недр посредством системы лицензирования. Но несколькими месяцами позже принятия Закона «О недрах» вышло «Положение о порядке лицензирования пользования недрами» (от 15.07.1992 г. № 3314-1), в котором на первой же странице указано, что «Получения лицензии не требуется на право ведения: региональных геолого-геофизических работ, ...», хотя здесь же утверждается, что «Положение …» разработано в соответствии с Законом «О недрах». В дальнейшем, в подзаконных документах допускалось осуществление работ по геологическому изучению недр как на основании государственного контракта (хозяйственного договора – в соответствии с Положением), так и на основании лицензии на пользование недрами (разрешительного документа – в соответствии с Законом «О недрах»). Оба варианта правильные, хотя только один законный. Примером таких документов являются: «Порядок государственного учёта и ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр» (утверждён приказом МПР РФ от 21.12.2005 г. № 346) и другие. Желание упростить порядок недропользования при выполнении региональных работ по геологическому изучению недр оправдано и понятно, но как быть с законностью? Можно конечно привести Федеральный Закон в соответствие с Положением, но как относиться к такому закону? К российскому законодательству вообще? К законодателю? Ведь несогласованность основополагающих документов произошла более 18 лет назад (в 1992 году). В чём здесь выгода государства?
Спасибо